Слова с удвоенными согласными
Индекс материала |
---|
Слова с удвоенными согласными |
Страница 2 |
Все страницы |
Тема: «Слова с удвоенными согласными»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
УМК: Школа России
Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:
предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.
личностные:
• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• понимает причины успеха в учебной деятельности;
Универсальные учебные действия:
регулятивные
• определяет цель деятельности на уроке;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
• слушает и понимает речь других;
• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
Задачи : формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;
учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Оборудование:
- презентация к уроку
- карточки для оценивания учебной деятельности.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.
Прочитайте девиз урока.
«Грамоте учиться, всегда пригодится» (Слайд 2)
– Как вы его понимаете?
– Грамота это знания.
Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?
– Трудиться, работать самому.
– Зачем нужны знания?
– Чтобы быть умным, образованным.
(Умный человек легко приспосабливается к новым обстоятельствам, к жизни.)
- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.
3. Минутка чистописания.
Урок русского языка начнём с минутки чистописания. ( слайд 3)
На экране: лл жж кк бб мм нн сс пп
- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)
- Как они записаны? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)
-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки. Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе.
-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.
- Проверьте с образцом.
бб жж кк лл мм нн пп сс (слайд 4)
- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)
- Встаньте, кто выполнил как в образце?
- Молодцы!
- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.
4. Актуализация знаний.
На доске буквы ОФРМГАРМАО
- Ребята составьте слово из этих букв.
- Орфограмма (слайд 5)
- Что такое орфограмма?
- Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.
- Какие виды орфограмм вы знаете?
-Какая орфограмма называются проверяемой?
- Какая орфограмма называются непроверяемой?
- Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке русского языка?
- Познакомимся с новой орфограммой
5. Самоопределение к деятельности
- Но орфограмм много, какая, же именно нас интересует?
- Чтобы ответить на этот вопрос поиграем в игру «Доскажи словечко»
Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный ….- класс (слайд 8)
Простудился я вчера,
Голова болит с утра.
Я закашлялся, охрип,
У меня наверно … (грипп) (слайд 9)
Вдоль дороги по бокам
Липы, клен тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут …. (аллея) (слайд 10)
- Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычное?
- В них есть удвоенные буквы согласных.
- Так какая орфограмма нас интересует?
- Удвоенные согласные.
- Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке.
- Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.
- Кто может сформулировать тему урока?
«Слова с удвоенной согласной» (Слайд 11)
- Где мы можем проверить?
- Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?
- Откройте учебник на стр. 117. Правило: удвоенные согласные в корне – это орфограмма. Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.
6. Постановка цели и задач урока. (слайд 12)
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова (слайд 6)
- Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
- Научиться…правильно, писать эти слова
- Повторить…правило перенос слов с удвоенной согласной
- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.
7. Физминутка для глаз (слайд 8 -11)
8. Изучение новой темы.
- В русском языке много слов с удвоенной согласной. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
- Упр. 188
- Прочитайте слова.
- Что такое лексическое значение?
- Встретились в упражнении слова значение, которых вы не знаете?
- Назовите их.
- Что делать, если значение, каких, то слов мы не знаем?
- Посмотреть в толком словаре.
- Хотите узнать, что обозначают эти слова?
- По лексическому значению определите, какое это слово и запишите его.
- Сели правильно, покажите, как держите ручку.
- На следующей строке запишите упражнение 188.
Аппетит – желание есть.
Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.
Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.
Доллар – денежная единица США.
Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.
Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.
Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.
Ссора – состояние взаимной вражды.
Тонна – единица массы равна 1000 кг
- Какое слово из упражнения мы еще не записали?
- В нашем учебнике есть толковый словарь, давайте обратимся туда.
- Посмотрите если в толковом словаре другие слова с удвоенной согласной. (экспресс, теннис)
- Как записали слова? (в алфавитном порядке)
- Попробуем выяснить, когда в словах пишется удвоенная согласная?
- Произнесите каждое слово, послушайте, какой звук слышится на месте удвоенной согласной? (он долгий, тянется)
- Закройте одну букву, произнесите слово.
- Как теперь произносится звук?
- Сделаем вывод.
- Так, когда в слове пишется две согласных?
Вывод:
На месте удвоенных согласных звук долгий тянется, поэтому в слове пишется две согласных.
9. Подвижная физминутка
10. Работа со словарем
- А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?
-Итак, как поступать со словами?
- Значит, это орфограмма, какая?
- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136
- Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.
- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?
- Класс, Россия, русский, суббота.
- С каким из этих слов мы не знакомы?
- Суббота.
- Выпишите это слово.
- Кто знает лексическое значение слова?
- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.
- Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? Почему?
- Назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог.
- Позовите домой слово суббота. Поставьте ударение. Какой слог ударный?
- Составим транскрипцию слова
_
Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.
- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?
- Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.
- Молодцы. Вы были очень внимательны.
- Иногда бывает так, что слово на строчку не вмещается, и мы должны правильно разделить его для переноса.
- Какие правила переноса вы знаете?
-Молодцы.
- Как же мы можем перенести слово суббота?
- суб-бота суббо-та (слайд 16)
- Запишите, разделяя слово горизонтальной чертой.
- Так сколько способом переноса в этом слове?
- Давайте обратимся к упр. 188
- Найдите слова, которые нельзя перенести. Почему? (класс)
- Как перенесете слово перрон, вожжи, касса.
- Найдите слова, которые можно перенести по-разному.
- Аппетит, килограмм, профессия
-Давайте поупражняемся
- Что сначала мы должны сделать? (разделить слово на слоги)
-Сколько слогов в слове аппетит. (3)
- Как можно перенести его
Ап-петит аппе-тит
Ки-лограмм кило-грамм
Про-фессия профес-сия
- Молодцы.
- Так как перенести слова с удвоенной согласной.
Вывод:
При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляем на строке, а другую перенося.
12. Домашнее задание.
- Дома вы потренируетесь в переносе слов с удвоенной согласной и постараетесь запомнить новые слова с этой орфограммой.
13. Итог.
- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
- Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?
- Как перенести такие слова?
14.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Подведём итог нашего урока. Приготовим наши ладошки.
(Метод «Пять пальцев»)
М (мизинец) – мыслительный процесс.
- Что узнали сегодня на уроке?
(Узнали про слова с удвоенными согласными.)
Б (Безымянный) – близость цели.
- Чему научились?
(Научились писать слова с удвоенными согласными и правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.)
С (Средний) – состояние духа.
- Кому понравился урок?
У (Указательный) – услуга, помощь.
- Чем порадовали друзей?
Б (Большой) – бодрость, физическая форма.
- Что я сделал для своего здоровья?
(ФМ, гимнастика для глаз.)
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. Оцените свою работу на уроке смайликами:
Карточка №1.
Спиши, разделив слова для переноса.
Русский язык, осенний дождь, новое шоссе, длинные вожжи, свежие дрожжи.
Слушают объяснение учителя.
Делают соответствующие записи.
Регулятивные:
принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)
- Послушайте и скажите, о каком правиле здесь идет речь?
Эти буквы близнецы
Удалые молодцы.
Ты одной закончи строчку,
А с другой ее начни. (Перенос слов)
Слова с удвоенными согласными нужно запомнить!
бб – суббота
жж - дрожжи, вожжи, жужжать
кк - хоккей, аккуратный, аккорд, аккордеон, аккуратно
лл - аллея, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, иллюстрация, кристалл, металл, Алла
мм - грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма, симметрия
нн - тонна, аннотация, ванна, утренний, весенний, осенний, ранний, длинный, Анна, Сюзанна, Геннадий, теннис, колонна, юннаты антенна, медленно
пп - группа, аппетит, аппарат, аппликация, грипп, гиппопотам
рр - корреспондент, территория, терраса, коррекция, террор, перрон
сс - касса, масса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, бассейн, компромисс, компресс, профессор, ассистент, ссора, режиссер, кросс, прогресс, процесс, пресс, миссия, русский, классик, Россия, Одесса, дрессировщик, искусство, кассир, массаж
- Незнайка вместе с телеграммой прислал письмо. Прочитайте.
Я учусь во втором класе. У нас дружный колектив. В ссуботу мы ходим в басеен. Я люблю играть со своими друзьями в хокей.
- Что вы заметили? (Разбор ошибок)
- Запишите текст правильно, без ошибок. Выделение орфограмм.
Карточка № 1
1. В данные названия профессий вставь пропущенные двойные согласные.
Хо___еист, профе___ор, режи__ёр, а___истент, ко___еспондент, дре___ировщик.
2. Раздели на слова и запиши полученное предложение. Выдели основу предложения (главные члены).
Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.
__________________________________
3. Спиши слова, разделяя их черточками для переноса.
Русский язык, пассажирский поезд, осенний дождь, новое шоссе, весенний цветок, Анна.
_______________________________________________
Карточка № 2
1. Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.
Место, где продают билеты - ________________________________
Спортивная игра с мячом или шайбой - _______________________
Шестой день недели - ______________________________________
Комната для занятий детей в школе - _________________________
Дорожка, обсаженная деревьями - ___________________________
Товарищ по работе - ______________________________________
Обучение животных - _____________________________________
Спортивный бег - ________________________________________
Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.
2. Вставь подходящие по смыслу слова с двойными согласными.
Ребята делают _______________________ зарядку.
Идёт нудный ______________________ дождь.
В ______________________ день мы ходили в кино.
Учительница вошла в ________________.
3. Запиши два женских и два мужских имени с двойными согласными.
____________________________________________
Карточка № 3
1. Ответь на данные вопросы, написав слова с двойными согласными.
В каком дне недели – бб? ________________________________
В какой игре – кк? _______________________________________
В какой игре – нн?_______________________________________
Какая болезнь – пп? _____________________________________
В каком языке – сс? ______________________________________
2. Измени слова по образцу.
Рано, звонок – ранний звонок
Класс, комната - _________________________________________
Конь, отряд - ____________________________________________
Осень, дни - _____________________________________________
Пассажир, поезд - ________________________________________
3. Прочитайте. Найди и исправь ошибки. Запиши правильно.
Девочка Ала, поход в лесс, второй клас, дрожевое тессто, принять вану, творожная масса.
_________________________________________________________