Слова с удвоенными согласными

Тема: «Слова с удвоенными согласными»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

УМК: Школа России

Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.

личностные:

• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

• понимает причины успеха в учебной деятельности;

Универсальные учебные действия:

регулятивные

• определяет цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

• слушает и понимает речь других;

• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

 

Задачи : формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;

учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Оборудование:
  • презентация к уроку
  • карточки для оценивания учебной деятельности.

Ход урока:

 

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.

Прочитайте девиз урока.

«Грамоте учиться, всегда пригодится» (Слайд 2)

Как вы его понимаете?

– Грамота это знания.

Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?

Трудиться, работать самому.

Зачем нужны знания?

– Чтобы быть умным, образованным.

(Умный человек легко приспосабливается к новым обстоятельствам, к жизни.)

- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.

3. Минутка чистописания.

Урок русского языка начнём с минутки чистописания. ( слайд 3)

На экране: лл жж кк бб мм нн сс пп

- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.

- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)

- Как они записаны? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)

-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки. Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе.

-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

- Проверьте с образцом.

бб жж кк лл мм нн пп сс (слайд 4)

- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)

- Встаньте, кто выполнил как в образце?

- Молодцы!

- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.

 

4. Актуализация знаний.

На доске буквы ОФРМГАРМАО
- Ребята составьте слово из этих букв.
- Орфограмма (слайд 5)
- Что такое орфограмма? 
- Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.

- Какие виды орфограмм вы знаете?

-Какая орфограмма называются проверяемой?

- Какая орфограмма называются непроверяемой?
- Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке русского языка?
- Познакомимся с новой орфограммой

5. Самоопределение к деятельности

- Но орфограмм много, какая, же именно нас интересует?

- Чтобы ответить на этот вопрос поиграем в игру «Доскажи словечко»
Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный ….- класс (слайд 8)


Простудился я вчера,
Голова болит с утра.
Я закашлялся, охрип,
У меня наверно … (грипп) (слайд 9)

Вдоль дороги по бокам
Липы, клен тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут …. ллея) (слайд 10)
- Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычное?

- В них есть удвоенные буквы согласных.
- Так какая орфограмма нас интересует?
- Удвоенные согласные.
- Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке.
- Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.

- Кто может сформулировать тему урока?

«Слова с удвоенной согласной» (Слайд 11)

- Где мы можем проверить?

- Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?

- Откройте учебник на стр. 117. Правило: удвоенные согласные в корне – это орфограмма. Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.

6. Постановка цели и задач урока. (слайд 12)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова (слайд 6)

  • Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
  • Научиться…правильно, писать эти слова
  • Повторить…правило перенос слов с удвоенной согласной

- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.

7. Физминутка для глаз (слайд 8 -11)

8. Изучение новой темы.

- В русском языке много слов с удвоенной согласной. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

- Упр. 188

- Прочитайте слова.

- Что такое лексическое значение?

- Встретились в упражнении слова значение, которых вы не знаете?

- Назовите их.

- Что делать, если значение, каких, то слов мы не знаем?

- Посмотреть в толком словаре.

- Хотите узнать, что обозначают эти слова?

- По лексическому значению определите, какое это слово и запишите его.

- Сели правильно, покажите, как держите ручку.

- На следующей строке запишите упражнение 188.

Аппетит – желание есть.

Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.

Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.

Доллар – денежная единица США.

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Ссора – состояние взаимной вражды.

Тонна – единица массы равна 1000 кг

- Какое слово из упражнения мы еще не записали?

- В нашем учебнике есть толковый словарь, давайте обратимся туда.

- Посмотрите если в толковом словаре другие слова с удвоенной согласной. (экспресс, теннис)

- Как записали слова? (в алфавитном порядке)

- Попробуем выяснить, когда в словах пишется удвоенная согласная?

- Произнесите каждое слово, послушайте, какой звук слышится на месте удвоенной согласной? (он долгий, тянется)

- Закройте одну букву, произнесите слово.

- Как теперь произносится звук?

- Сделаем вывод.

- Так, когда в слове пишется две согласных?

Вывод:

На месте удвоенных согласных звук долгий тянется, поэтому в слове пишется две согласных.

9. Подвижная физминутка

10. Работа со словарем

- А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?

-Итак, как поступать со словами?

- Значит, это орфограмма, какая?

- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136

- Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.

- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

- Класс, Россия, русский, суббота.

- С каким из этих слов мы не знакомы?

- Суббота.

- Выпишите это слово.

- Кто знает лексическое значение слова?

- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.

- Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? Почему?

- Назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог.

- Позовите домой слово суббота. Поставьте ударение. Какой слог ударный?

- Составим транскрипцию слова

_

Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.

 

- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?

- Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.

- Молодцы. Вы были очень внимательны.

- Иногда бывает так, что слово на строчку не вмещается, и мы должны правильно разделить его для переноса.

- Какие правила переноса вы знаете?

-Молодцы.

- Как же мы можем перенести слово суббота?

- суб-бота суббо-та (слайд 16)

- Запишите, разделяя слово горизонтальной чертой.

- Так сколько способом переноса в этом слове?

- Давайте обратимся к упр. 188

- Найдите слова, которые нельзя перенести. Почему? (класс)

- Как перенесете слово перрон, вожжи, касса.

- Найдите слова, которые можно перенести по-разному.

- Аппетит, килограмм, профессия

-Давайте поупражняемся

- Что сначала мы должны сделать? (разделить слово на слоги)

-Сколько слогов в слове аппетит. (3)

- Как можно перенести его

 

Ап-петит   аппе-тит

Ки-лограмм   кило-грамм

Про-фессия   профес-сия

- Молодцы.

- Так как перенести слова с удвоенной согласной.

Вывод:

При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляем на строке, а другую перенося.

12. Домашнее задание.

- Дома вы потренируетесь в переносе слов с удвоенной согласной и постараетесь запомнить новые слова с этой орфограммой.

13. Итог.

- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?

- Как перенести такие слова?

14.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Подведём итог нашего урока. Приготовим наши ладошки.

(Метод «Пять пальцев»)

М (мизинец) – мыслительный процесс.

- Что узнали сегодня на уроке?

(Узнали про слова с удвоенными согласными.)

Б (Безымянный) – близость цели.

- Чему научились?

(Научились писать слова с удвоенными согласными и правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.)

С (Средний) – состояние духа.

- Кому понравился урок?

У (Указательный) – услуга, помощь.

- Чем порадовали друзей?

Б (Большой) – бодрость, физическая форма.

- Что я сделал для своего здоровья?

(ФМ, гимнастика для глаз.)

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. Оцените свою работу на уроке смайликами:

 

Карточка №1.

 

Спиши, разделив слова для переноса.

Русский язык, осенний дождь, новое шоссе, длинные вожжи, свежие дрожжи.

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи.

Регулятивные:

принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)

 

- Послушайте и скажите, о каком правиле здесь идет речь?

Эти буквы близнецы
Удалые молодцы.
Ты одной закончи строчку,
А с другой ее начни. (Перенос слов)

Слова с удвоенными согласными нужно запомнить!

бб – суббота

жж - дрожжи, вожжи, жужжать

кк - хоккей, аккуратный, аккорд, аккордеон, аккуратно

лл - аллея, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, иллюстрация, кристалл, металл, Алла

мм - грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма, симметрия

нн - тонна, аннотация, ванна, утренний, весенний, осенний, ранний, длинный, Анна, Сюзанна, Геннадий, теннис, колонна, юннаты антенна, медленно

пп - группа, аппетит, аппарат, аппликация, грипп, гиппопотам

рр - корреспондент, территория, терраса, коррекция, террор, перрон

сс - касса, масса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, бассейн, компромисс, компресс, профессор, ассистент, ссора, режиссер, кросс, прогресс, процесс, пресс, миссия, русский, классик, Россия, Одесса, дрессировщик, искусство, кассир, массаж

- Незнайка вместе с телеграммой прислал письмо. Прочитайте.

Я учусь во втором класе. У нас дружный колектив. В ссуботу мы ходим в басеен. Я люблю играть со своими друзьями в хокей.

- Что вы заметили? (Разбор ошибок)

- Запишите текст правильно, без ошибок. Выделение орфограмм.

 

Карточка № 1

1. В данные названия профессий вставь пропущенные двойные согласные.

Хо___еист, профе___ор, режи__ёр, а___истент, ко___еспондент, дре___ировщик.

2. Раздели на слова и запиши полученное предложение. Выдели основу предложения (главные члены).

Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.

__________________________________

3. Спиши слова, разделяя их черточками для переноса.

Русский язык, пассажирский поезд, осенний дождь, новое шоссе, весенний цветок, Анна.

_______________________________________________

Карточка № 2

1. Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.

Место, где продают билеты - ________________________________

Спортивная игра с мячом или шайбой - _______________________

Шестой день недели - ______________________________________

Комната для занятий детей в школе - _________________________

Дорожка, обсаженная деревьями - ___________________________

Товарищ по работе - ______________________________________

Обучение животных - _____________________________________

Спортивный бег - ________________________________________

Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.

2. Вставь подходящие по смыслу слова с двойными согласными.

Ребята делают _______________________ зарядку.

Идёт нудный ______________________ дождь.

В ______________________ день мы ходили в кино.

Учительница вошла в ________________.

3. Запиши два женских и два мужских имени с двойными согласными.

____________________________________________

Карточка № 3

1. Ответь на данные вопросы, написав слова с двойными согласными.

В каком дне недели – бб? ________________________________

В какой игре – кк? _______________________________________

В какой игре – нн?_______________________________________

Какая болезнь – пп? _____________________________________

В каком языке – сс? ______________________________________

2. Измени слова по образцу.

Рано, звонок – ранний звонок

Класс, комната - _________________________________________

Конь, отряд - ____________________________________________

Осень, дни - _____________________________________________

Пассажир, поезд - ________________________________________

3. Прочитайте. Найди и исправь ошибки. Запиши правильно.

Девочка Ала, поход в лесс, второй клас, дрожевое тессто, принять вану, творожная масса.

_________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд-шоу

Прогноз погоды

Популярные статьи

Рейтинг@Mail.ru