Математика.Деление и умножение на 1 и 0
Математика: «Деление с нулём и единицей»
Урок введения нового знания.
Основные цели:
1. Рассмотреть случаи деления с нулём и единицей.
2. Развивать умения решать тестовые задачи.
3. Развивать умения решать задачи на сбор, обработку информации и представление её в виде линейной диаграммы (линия «Элементы стохастики).
4. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
5. Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя и исправлять собственные ошибки.
1.Организационный момент.
-Любите ли вы сказки? - Сказки любят все. Александр Сергеевич Пушкин писал из деревни брату : «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания , что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
- В сказках можно найти всё: и очарование высокого вымысла, и мужественная героика, и весёлая шутка, и – самое главное – невероятная выдумка. Без чудес нет сказок.
- Что ещё привлекает нас в сказках? В них нет непоправимых бед и несчастий. Сказка наказывает злодеев, делает удачливыми добрых и мужественных людей. Она не обманывают, она очаровывает , а мечта делает человека сильным, окрыляет.
- Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну под названием «Математика». Для начала мы поработаем в «Бюро находок. На доске вывешивается надпись «Бюро находок». Под ней расположены картинки с изображением: корзины с пирожками, бочонка с мёдом, золотого ключика, сапог, банки с вареньем, хрустальной туфельки.
- Сегодня мы работаем в «Бюро находок», куда попадают вещи, потерянные сказочными героями.
- Какие вещи вы видите? Попробуем найти их хозяев. Но отдадим им вещи после того , как они выполнят наши задания.
Первым к нам пришёл в «Бюро» герой, который о себе говорил так: слайд №1
Я умный и хитрый,
Я верно служу
И шляпу с пером,
Как вельможа, ношу.
Есть друг у меня,
Он - Маркиз Карабас,
Его из беды выручал я ни раз. (Кот в сапогах)
- Что он потерял?
- Кот получит назад свои сапоги, если мы сможем правильно найти значения выражений по карточкам, можно использовать цветные карандаши.
2. Индивидуальная работа по карточкам с разными видами работ для лучшего запоминания таблицы умножения.
Соедини каждое выражение с его значением.
5 х 6 15 10 : 2 5 6 х 5 45
2 х 5 0 40 : 5 9 9 х 5 30
0 х 5 10 20 : 5 3 8 х 5 50
5 х 5 30 45 : 5 8 10 х 5 40
3 х 5 25 15 : 5 4 7 х 5 35
12 : 4 32 40 : 4 28 16 : 4 12
8 х 4 4 3 х 7 20 36 : 4 18
24 :6 3 7 х 4 21 3 х 4 4
4 : 4 1 5 х 4 10 9 х 2 9
3. Фронтальная работа. - Угадайте, о каком герое пойдёт речь сейчас? Слайд №3
Девушка эта труда не боялась.
Шила, варила, пряла, убиралась.
С помощью крёстной попала на бал,
У сказки этой чудесный финал. (Золушка)
-Золушке часто приходилось считать, когда она перебирала горох и чечевицу. Она получит свою хрустальную туфельку ,если мы с вами верно посчитаем.
( С целью проверки три человека работают у доски)
а) из чисел 4, 8, 10, 12, 15, 20, 25 выпишите те, которые делятся: только на 2; только на 5; только на 2 и 5 (запись в 3 столбика)
б) запишите число 24 в виде произведения трёх множителей двумя способами; 4,6,1; 3,8, 1;
Взаимопроверка : выиграли дети, у которых получились такие записи (Отдаём туфельку Золушке)
I. Актуализация знаний. Цель работы: актуализация знаний о взаимосвязи операций умножения и деления
- Запишите один пример на умножение, который вы запомнили. Прочитайте его разными способами.
- По примеру на умножение составьте два примера на деление.
Стр. 10 № 1 учебник 20, 4, 5; 18, 6, 3
1. Фронтально:
4х5=20 6х3=18
5х4=20 3х6=18
20:4=5 18:3=6
20:5=4 18:6=3 (взаимопроверка)
Стр. 10 № 2-4 учебник
2. Работа с текстом учебника со знаком ?
3. Работа с текстом учебника со знаком ! «открытия» делаются на основе взаимосвязи операций умножения и деления
II Формулирование темы и целей урока
III Первичное закрепление - Отгадайте следующего героя.
Мишка этот любит мёд!
Почему? Да кто поймёт?
В самом деле, почему
Мёд так нравится ему?
( Винни Пух )
-Что потерял мишка?
-Что бы вернуть ему бочонок с мёдом, мы должны выполнить задание на стр. 11 № 5 учебник
- Какой вывод мы сделаем? На доске вывешивается надпись
а х 1 = а
1 х а = а , где а любое число.
а: а= 1
а : 1= а
- Это «особые случаи». Для этих случаев мы не можем применить рассуждения о том , что умножение есть сложение одинаковых слагаемых, так как нельзя повторить число слагаемым 1 раз. Эти случаи мы запоминаем.
«При умножении на 1 произведение считают равным тому числу, которое умножали на 1»
-Составьте два примера на деление
а : а =1
а : 1 = а
Подберите вместо а любые числа. ( Отдадим мёд Винни)
IV Физ.пауза (музыкальная)
V.Систематизация и повторение.
Стр. 11 №7 решение задач.
Какие опорные слова вы выделите? (собрали, израсходовали часть, израсходовали?)
________________________________________
собрали 72 м.
израсходовали 5 пучков по 9 штук в каждом
израсходовали - ?
Ваши предложения по решению задачи.
1) Узнаем, сколько моркови связали в 5 пучков?
9 х 5= 45 м.
2) Теперь можно узнать, сколько израсходовали?
72 – 45 = 27м.
Запишем ответ: 27 морковок израсходовали.
Решаем вторую задачу. Заменим 20 см на 20 клеточек, разделим на 4 равные части. Чему равна 1 часть? (5 кл.) Чему равна длина отрезка, который длиннее этой части на 10 клеточек? (15)
№ 8 стр. 11 цветные карандаши: красный, синий, жёлтый.
Кубы – 5 красный цвет
Шары – 8 синий цвет
Пирамиды -? П меньше чем Ш. , но больше, чем К.
Сколько может быть пирамид? ( 7,6) Постройте вертикально
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Работа с жёлтым полем.
VII. Предполагаемая домашняя работа стр. 11 № 6, 7 (б)