Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок.

МБОУ «Лицей №2»

Дикун Л.А.

1.Подготовительная  работа.

Класс  делится  на  4 группы. Каждая  группа  читает  определённую  сказку:

  • Братьев  Гримм  «Горшок  каши»
  • Ш. Перро  «Мальчик-с-пальчик»
  • Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»
  • Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Баба Яга», «Хаврошечка».

К  уроку  дети  выполняют  иллюстрации  к  сказкам.

2.Вступительное  слово  учителя

Сказка – это  жанр устного  народного  творчества. Раньше  сказки  сказывали,  но  это  было  не  так  давно. Лет  200  назад  их  начали  записывать, и  теперь  мы  сказки  читаем  в  книжке. А  коли  сказки, сказывали,  кто  при  этом  играл  особую  роль? (Ответы  детей)

  • Нужно  какое-то  особое  умение,  чтобы  сказки  сказывать? (Ответы  детей)

Верно,  прежде  всего, сказочник  должен  иметь  хорошую  память,  ведь  ему  надо  было  много  сказок  помнить. Важно  ещё  уметь  их  интересно  рассказывать.

  • Что  значит  интересно  рассказывать?
  • Вспомните , какие  приметы  сказок  вы  уже  знаете?

Верно, в  сказке  есть  особые  словосочетания,  которыми  может  начинаться  сказка:  зачин.

  • Какие  сказочные  зачины  вы  помните?  А  с  какого  зачина  начинается  ваша  сказка?
  • Вспомните:  всякие  повторяющиеся  из  сказки  в  сказку «формулы».
  • И  третий  секрет  сказки:  особые  слова  и  выражения,  которые  повторяются  из  сказки  в  сказку. Как  описывается  меч? Какой  он?  А Чудо –юдо?
  • Известно  много  слов,  которые  постоянны  в  сказках. Давайте  поиграем:  я  буду  называть  слово  из  сказки,  а  вы  мне  сказочное  определение:
  • Молодец – добрый;
  • Девица – красная;
  • Лес – тёмный,  дремучий;
  • Пески – жёлтые, зыбучие;
  • Море – синее;
  • Чудище – поганое;
  • Кощей – Бессмертный;
  • Лук – тугой;
  • Змей – Горыныч;
  • Елена – Прекрасная; Премудрая
  • Двор – широкий;
  • Терем – высокий;
  • Крыльцо – резное;
  • Ворон – чёрный;
  • Лебедь – белая.

3. Беседа  о  прочитанных  русских  сказках?

Какую  сказку  прочитали  к  этому  уроку?  Почему  эта  сказка  волшебная?

  • Оформление  книжной  выставки  русских  народных  сказок,  иллюстрации  художников  И.А.Билибина,  Т. Мавриной, Ю.Васнецова и др.
  • Выступление  уч-ся  могут  включать  в  себя:
  • Выборочные  пересказы  по  рисункам;
  • Выборочное  чтение;
  • Пересказ  сказок  по  цепочке.

Обобщение  по  русским  народным  сказкам:

Где  происходят  события?  Какие  это  события?  Чем  отличаются  герои  сказок?  В  чём  их  сходство?  Кому  в  русских  сказках  достаётся  удача?

 

Работа  с  авторскими  сказками.

Литературная  сказка  выросла  из  народной. Назовите  известные  вам  авторские  волшебные  сказки.

Первым  в  жанре  литературной  сказки  выступил  французский  писатель Шарль  Перро. В  конце  ХVII в.  Он  издал  сборник  «Сказки  моей  матушки  Гусыни» (1697г.)  В  него  вошла  сказка «Мальчик-с-пальчик».

Работа  со  сказкой:

  • Рассматривание  обложки  сборника  сказок  Ш.Перро,  высказывание  предположений  о  героях,  содержании  сказок.
  • Чтение  оглавления
  • Пересказ  сказки  и  зачитывание  самых  интересных  фрагментов.

 

Очень  интересны  также  сказки  братьев  Гримм.  Якоб  и  Вильгельм  собирали  народные  сказки,  обрабатывали  их,  но  язык  сказки,  её  дух  оставляли  в  неприкосновенности. Вы  уже  встречались  с  этими  двумя  замечательными  немецкими  сказочниками. Вспомните  когда? (На  основе  сказки  родилась «Сказка о  рыбаке и  рыбке»  А.С. Пушкина)

  • Чему  учит  сказка  братьев  Гримм «Горшок  каши»?
  • Почему  она  так  легко  запоминается?
  • Что  в  ней  волшебного?

Работа  со  сказкой «Горшок  каши»:

Рассматривание  обложки  сборника  сказок  братьев  Гримм;

чтения  оглавления,  беседа  по  названиям  сказок,  о  чём  они;

пересказ  по  иллюстрациям  сказки  «Горшок  каши».

 

Игра «Бюро  находок»

В  бюро  собраны  вещи,  которые  потеряли  герои. Помогите  сказочным  героям  найти  свои  вещи. (Учитель  показывает  предметы. Дети  называют  сказку  и  героя,  которому  эта  вещь  принадлежит)

  • красная  шапка – Красная  Шапочка
  • метла – Баба  Яга
  • сапоги – Кот  в  сапогах
  • ореховая  скорлупа – Дюймовочка
  • стрела – Иван-царевич

Викторины  по  другим  сказкам  и  другие  литературные  игры.

Итог  урока.

Чем  для  каждого  из  вас  так  притягательны  волшебные  сказки?

Перечитывание  стихотворения М. Цветаевой  «В  субботу»

 

Домашнее  задание.

К  следующему  уроку  внеклассного  чтения  прочитать  повести-сказки  о  сказочных  человечках (по  желанию  детей)

 

Слайд-шоу

Прогноз погоды

Популярные статьи

Рейтинг@Mail.ru