Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок.
МБОУ «Лицей №2»
Дикун Л.А.
1.Подготовительная работа.
Класс делится на 4 группы. Каждая группа читает определённую сказку:
- Братьев Гримм «Горшок каши»
- Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик»
- Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»
- Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Баба Яга», «Хаврошечка».
К уроку дети выполняют иллюстрации к сказкам.
2.Вступительное слово учителя
Сказка – это жанр устного народного творчества. Раньше сказки сказывали, но это было не так давно. Лет 200 назад их начали записывать, и теперь мы сказки читаем в книжке. А коли сказки, сказывали, кто при этом играл особую роль? (Ответы детей)
- Нужно какое-то особое умение, чтобы сказки сказывать? (Ответы детей)
Верно, прежде всего, сказочник должен иметь хорошую память, ведь ему надо было много сказок помнить. Важно ещё уметь их интересно рассказывать.
- Что значит интересно рассказывать?
- Вспомните , какие приметы сказок вы уже знаете?
Верно, в сказке есть особые словосочетания, которыми может начинаться сказка: зачин.
- Какие сказочные зачины вы помните? А с какого зачина начинается ваша сказка?
- Вспомните: всякие повторяющиеся из сказки в сказку «формулы».
- И третий секрет сказки: особые слова и выражения, которые повторяются из сказки в сказку. Как описывается меч? Какой он? А Чудо –юдо?
- Известно много слов, которые постоянны в сказках. Давайте поиграем: я буду называть слово из сказки, а вы мне сказочное определение:
- Молодец – добрый;
- Девица – красная;
- Лес – тёмный, дремучий;
- Пески – жёлтые, зыбучие;
- Море – синее;
- Чудище – поганое;
- Кощей – Бессмертный;
- Лук – тугой;
- Змей – Горыныч;
- Елена – Прекрасная; Премудрая
- Двор – широкий;
- Терем – высокий;
- Крыльцо – резное;
- Ворон – чёрный;
- Лебедь – белая.
3. Беседа о прочитанных русских сказках?
Какую сказку прочитали к этому уроку? Почему эта сказка волшебная?
- Оформление книжной выставки русских народных сказок, иллюстрации художников И.А.Билибина, Т. Мавриной, Ю.Васнецова и др.
- Выступление уч-ся могут включать в себя:
- Выборочные пересказы по рисункам;
- Выборочное чтение;
- Пересказ сказок по цепочке.
Обобщение по русским народным сказкам:
Где происходят события? Какие это события? Чем отличаются герои сказок? В чём их сходство? Кому в русских сказках достаётся удача?
Работа с авторскими сказками.
Литературная сказка выросла из народной. Назовите известные вам авторские волшебные сказки.
Первым в жанре литературной сказки выступил французский писатель Шарль Перро. В конце ХVII в. Он издал сборник «Сказки моей матушки Гусыни» (1697г.) В него вошла сказка «Мальчик-с-пальчик».
Работа со сказкой:
- Рассматривание обложки сборника сказок Ш.Перро, высказывание предположений о героях, содержании сказок.
- Чтение оглавления
- Пересказ сказки и зачитывание самых интересных фрагментов.
Очень интересны также сказки братьев Гримм. Якоб и Вильгельм собирали народные сказки, обрабатывали их, но язык сказки, её дух оставляли в неприкосновенности. Вы уже встречались с этими двумя замечательными немецкими сказочниками. Вспомните когда? (На основе сказки родилась «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина)
- Чему учит сказка братьев Гримм «Горшок каши»?
- Почему она так легко запоминается?
- Что в ней волшебного?
Работа со сказкой «Горшок каши»:
Рассматривание обложки сборника сказок братьев Гримм;
чтения оглавления, беседа по названиям сказок, о чём они;
пересказ по иллюстрациям сказки «Горшок каши».
Игра «Бюро находок»
В бюро собраны вещи, которые потеряли герои. Помогите сказочным героям найти свои вещи. (Учитель показывает предметы. Дети называют сказку и героя, которому эта вещь принадлежит)
- красная шапка – Красная Шапочка
- метла – Баба Яга
- сапоги – Кот в сапогах
- ореховая скорлупа – Дюймовочка
- стрела – Иван-царевич
Викторины по другим сказкам и другие литературные игры.
Итог урока.
Чем для каждого из вас так притягательны волшебные сказки?
Перечитывание стихотворения М. Цветаевой «В субботу»
Домашнее задание.
К следующему уроку внеклассного чтения прочитать повести-сказки о сказочных человечках (по желанию детей)