Игровые приёмы

«Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах»
I. Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
Игры.


I. «Выбери три слова»: ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку).
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.


II . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.

парк 
огород море школа столовая зоопарк
доро-ки гря-ки пло-цы кни-ки хле-цы 
кле-ка
бере-ки кали-ка фла-ки обло-ки пиро-ки 
марты-ка
ду-ки  
реди-ка ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
ли-ки морко-ка остро-ки промока-ка 
голу-цы реше-ка

Задания:
1.    Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
2.    Составить предложения, используя данные слова.
III . Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил     ански     кьоинк
________________________________________
лыжи     санки     коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
1.    Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
2.    Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
3.    Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
4.    IV. Игра « Клички»
5.    Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
6.    Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
7.    ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
8.    Составить предложения.
9.    ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
10.    Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Игровые приемы.
1. Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК     РОМАШКА     РОЗА     ЛУК
КОШКА     СОБАКА     ВОРОБЕЙ     КОРОВА
БЕРЕЗА     ДУБ     МАЛИНА     ОСИНА
КОРОВА     ЛИСА     ВОЛК     МЕДВЕДЬ
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:

  • - промежуток времени в 60 минут,
  • - военнослужащий, стоящий на посту,
  • - ребенок, любящий сладкое,
  • - очень смешной фильм.

•    Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
•    Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
•    Составь рассказ по опорным словам:
o    зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

"Морской бой"
Цель:
•    формировать положительную мотивацию к учёбе, интерес к предмету;
•    формировать дружеские отношения, умение работать командой.
Оборудование: рисунки кораблей (для каждой команды), флажки (по 1 для каждой команды), по 2 игровых поля (своё и поле противника)
Описание игры: в игре участвуют две команды по 5–7 человек; у каждой команды по 2 игровых поля: на одном расположены корабли (своё поле), а другое поле чистое (поле противника). “Выстрелы” отмечают ассистенты. Команды “стреляют” поочерёдно, по одному человеку. Если игрок “стреляет” и попадает в цель, то отвечает на вопрос, если “стреляет” и промахивается – садится в ряды болельщиков. Один раз за игру команда может получить помощь болельщиков. Для этого нужно поднять флажок. Время на обдумывание вопроса – 10 секунд. Право первого хода разыгрывается путем жеребьёвки. Выигрывает команда, первой “уничтожившая” корабли противника.
Ход игры
Вопрос для жеребьёвки: Если я проведу прямую линию, поставлю на ней две точки, как будет называться расстояние между этими точками? (Отрезок)
Вопросы для игры:
1.    Как называются числа при сложении?
2.    Если число состоит из четырёх цифр, то оно называется …?
3.    Назовите составные части задачи?
4.    Продолжи: расстояние, время …
5.    Если площадь квадрата 16кв.см, то его сторона …?
6.    Как называются числа при умножении?
7.    Найди площадь класса, при длине 9кв.м и ширине 6кв.м?
8.    Что такое “круглые десятки”?
9.    По какой цене купили ручки, если за 3 штуки заплатили 27 рублей?
10.    Какие два числа нужно перемножить, чтобы получить 1?
11.    Выбери скорость для пешехода: 20км/ч, 5 км/ч, 100км/мин, 4м/мин?
12.    Сумма, каких одинаковых слагаемых – 300?
13.    На двух руках 10 пальцев, а на 10 руках?
14.    Сколько получится, если 1206 : 0?
15.    Вставь пропущенные цифры:  
16.    У пяти мальчиков по пять карманчиков, в каждом карманчике по 10 камешков. Сколько камней у 10 парней?
17.    Если 17 х 2, то получится…?
18.    Число, которое делим, называется …?
19.    Сколько это: (42 : 6 + 314) х 0?
20.    Если 0 : 863, то в ответе будет …?
21.    Хватит ли 50 конфет, чтобы угостить 27 мальчиков и столько же девочек?
22.    Число, от которого отняли, называется …?
23.    Вставь цифры:  
24.    Расставь знаки: 2 2 2 =3?
25.    Прочитай, что написано: Р1А, ПО2Л, С3Ж?
26.    Вспомни пословицу, где встречается число 3?
27.    Назови последнее действие: 60 – (15 х 2 + 24) :9 ?
28.    Вспомни пословицу, где встречается число 7?
29.    Продолжи: “ Периметр – это …” ?
30.    Прочитай, что написано: 40А, 100Л, ЛА100ЧКА?
31.    Можно ли на 100рублей угостить пятерых друзей мороженым, если его цена 19 рублей?
32.    Продолжи: количество, цена …?
33.    В каком числе цифр столько же, сколько букв?
34.    Есть ряд чисел: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0. Что больше сумма или произведение всех этих чисел?
35.    Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?

Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (мини-сочинения, кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление, урок-путешествие).
На уроках стараюсь применять интерактивные методы в виде ролевой игры, игровых упражнений, проигрывание ситуаций, работа в группах, ассоциации, воспроизведение материала.
Работа в группах.
Игра «Незаконченное предложение». Закончи пословицу.
Добрый человек,…что солнце и луна.
Не желай зла другим,…сам будешь наказан.
Добро совершить…никогда не поздно.
Человек красив…делами.
Красота сердца…дороже красоты лица.
Словесные ассоциации. Работа в парах.
- Доброта – это… Любовь – это… Счастье – это…
Воспроизведение информации.

Применение интерактивных методов в игровой форме на уроках вовлекают в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры:
«Анаграммы».
Решите анаграммы
НИАВД - ДИВАН АТСЕН - СЕНАТ
СЕОТТ - ТЕСТО КАОЛД - ЛОДКА
СЛОТ -СТОЛ РАКЫШ - КРЫША
ГИАР -ИГРА КООН - ОКНО
«Вставьте пропущенную букву и число».
1 В 5 ?
А 3 Д ?
«Ребусы».
1очка (одиночка) 1бор (разбор)
ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)
100Л(стол) 7Я (семья) и т.д.
«Умозаключения»
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);
Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);
«Языковые пропорции».
Чёрное – белое = огонь – … (вода).
Война – смерть = … – жизнь (мир).
«Звук играет в прятки»
Подбери слово так, чтобы заданный звук стоял в разной позиции.(на первом, втором третьем месте.) Звук р - рот, арбуз, карман, астра.
«Веселые бусы»
Составь из букв, написанных в длинных бусах. Слова. Запиши получившиеся слова в коротких бусах.
«Волшебные картинки»
Дорисовать фигуры, чтобы получился интересный рисунок (3-5 минут), затем ответить на вопросы: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, и т.д.
«Что бывает таким?»
круглым высоким
тяжелым прочным
красным злым и т.д.
Игры-сравнения
Лист зеленый, как…
Ваза глубокая. как..
«Незаконченные фразы»
Карандаш – (грифель)
Ручка-(стержень)
Дом-(кирпич)
Стакан – (стекло)
Шайба – (клюшка)
«Пятый лишний»
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.
« Назови одним словом»
Метла, лопата… Июнь, июль …
Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.
Все эти игры и многие другие способствуют формированию познавательных компетенций на уроках литературы, русского языка, познания мира.
На уроках математики применяю при закреплении, повторении, объяснении нового материала следующие игры:
«Кто быстрее» (собрать из геометрических фигур предметы)
«Найди ошибку» (100,200,300,500,600,400,700,900,800,1000)
«Чей домик» (10, 20, 20, ?,40,?и т.д.)
«Когда это было», «Соберем урожай», «Кто больше» (примеры)
«Интеллектуальная разминка».
Сколько пальцев на 2 руках?
Сколько недель в месяце?
Порядковый номер пятницы в неделе?
Наименьшее двузначное число?
Какого числа последний день года?
« Продолжите числовые ряды»
1. 2 3 4 5 6 7… …
2. 9 8 7 6 5 4… …
3. 28 29 30 31 32 33 34… …
4. 3 5 7 9 11 13 … …
«Провоцирующие задачи».
На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5.
Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24.
У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4.
Такие игры закрепляют знания детей, развивают логическое и конструктивное мышление, навык счета в уме.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. О.А.Степанова. О.А.Рыдзе. «Дидактические игры на уроках в начальной школе»
2. Н.Винокурова «Интеллектуальные игры»
3. Т.И. Линго. «Игры, ребусы, загадки»

 

Слайд-шоу

Прогноз погоды

Популярные статьи

Рейтинг@Mail.ru